VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Состояние и направления развития внешнеторговой деятельности региона

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000413
Тема: Состояние и направления развития внешнеторговой деятельности региона
Содержание
Тема: «Состояние и направления развития внешнеторговой деятельности региона» (на примере Белгородской области). 
Введение 
Глава 1. Теоретические основы внешнеторговой деятельности
 1.1. Сущность и показатели внешнеторговой деятельности.
 1.2. Факторы, определяющие объем и структуру внешней торговли. 
Глава 2. Оценка внешнеторговой деятельности региона.
 2.1. Экономическая характеристика региона как субъекта внешнеторговой деятельности.
 2.2. Оценка тенденций развития внешнеторговой деятельности региона. 
2.3. Факторный анализ внешнеторговой деятельности региона. 
Глава 3. Направления развития внешней торговли 
3.1.  
3.2. Перспективы развития внешней торговли региона.
Заключение 
Список использованных источников 
Приложения
































ВВЕДЕНИЕ

     Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очевидно, что прежние методы регулирования внешнеторговой деятельности неэффективно применять в современных условиях. Выработка новых способов регулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор не завершена. Регулирование внешнеторговой деятельности по-прежнему не является наиболее оптимальным в России. А тем временем Россия с каждым годом становится всё более интегрирована в международную экономику. Внешнеторговая деятельность является ключевой для экономики России, так как очень большую долю своих потребностей она удовлетворяет за счёт импорта товаров, средства на которые она получает от экспорта других товаров, в наибольшей степени сырьевых ресурсов.
     Незаменимым оказывается государственное воздействие на экономические процессы. Современное государство в условиях рыночной экономики практически включено во все сферы экономической деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.
     Актуальность данной темы заключается в том, что для формирования эффективного государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Белгородской области необходимо определить его сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России.
     Объектом данной курсовой работы является внешнеторговая деятельность Белгородской области, а предметом – её направления развития.
     Цель данной работы – изучить состояние и направления развития внешнеторговой деятельности в Белгородской области.
     Исходя из указанной цели, в работе решаются следующие задачи:
     а) изучить понятие, сущность, формы и методы внешнеторговой деятельности;
     б) ознакомиться с внешнеторговой деятельностью Белгородской области в современных условиях;
     в) проанализировать развитие внешнеторговой деятельности в Белгородской области на современном этапе;
     г) исследовать проблемы развития внешнеторговой деятельности в регионе;
     д) предложить оптимальные пути решения основных проблем внешнеторговой деятельности.
     Для написания курсовой работы были использованы федеральные законы Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также экономическая и периодическая литература.
     Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные труды и публикации, прикладные разработки отечественных авторов по исследуемой и смежным проблемам в области экономической теории, менеджмента, маркетинга, экономике и организации производства, ресурсы сети Internet.
     Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
     В первой главе «Теоретические основы внешнеторговой деятельности» рассмотрены сущность и показатели внешнеторговой деятельности, а также факторы, определяющие объем и структуру внешней торговли. 
     Во второй главе «Оценка внешнеторговой деятельности региона» рассмотрены экономическая характеристика региона как субъекта внешнеторговой деятельности
 и дана оценка тенденций развития внешнеторговой деятельности региона. 
     В третьей главе «Направления развития внешней торговли» рассмотрены проблемы и перспективы внешней торговли Белгородской области.
     В заключении сделаны выводы по результатам исследования.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность и показатели внешнеторговой деятельности
     
     Внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в сфере международной торговли и обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.  В зависимости от предмета и характера осуществления внешнеторговых операций различаются:
     1. Торговля готовой продукцией. Различают экспортные, импортные, реэкспортные и встречные сделки.
     Экспорт - это вывоз товаров с таможенной территории страны за границу без обязательства по обратному их ввозу и возможное предоставление иностранными лицами услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности. 
     Импорт - покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на таможенную территорию страны покупателя.  
     Реэкспорт - покупка товара у иностранного продавца, ввоз его на территорию страны покупателя, перепродажа данного товара в его изначальном виде за рубеж иностранному покупателю. 
     2. Торговля продукцией в разобранном виде. Ее импорт обычно облагается пониженными таможенными пошлинами.
     3. Встречная торговля, товарообменные сделки. Встречные торговые сделки представляют собой сделки, в которых одна сторона поставляет товары, услуги, технологии второй стороне, а в ответ на это первая сторона закупает у второй стороны согласованный объем товаров, услуг, технологий. Примером встречных сделок может служить бартерное сотрудничество на основе товарообмена, оформленное единым контрактом.
     4. Торговля лицензиями. Речь идет о предоставлении на определенных условиях субъекту прав на использование изобретений, "ноу-хау" и т. д. в течение определённого срока за соответствующее вознаграждение. Если технические новшества не защищены патентом, то речь идет о беспатентной лицензии.
     5. Оказание инжиниринговых услуг. Инжиниринг - услуги инженерно-консультационного плана или соответствующие работы, которые имеют исследовательский, проектно-конструкторский или расчетно-аналитический характер. Инжиниринг создает объекты и продумывает их эксплуатацию, базируясь на научных знаниях. 
     6. Аренда машин и оборудования. Аренда - это имущественный найм зданий, сооружений, машин и оборудования, земли на любой срок с обязательной арендной платой.
     Различают 3 вида аренды: 
     Долгосрочный (лицензия). Более 1 года;
     Среднесрочный (хайринг). От нескольких месяцев до 1 года;
     Краткосрочный (рейтинг). От нескольких дней до 1 месяца.
     7. Лизинг. Лизинг бывает оперативный и финансовый. Оперативный лизинг - это такая форма аренды, которая предоставляется на небольшой срок и предполагает некоторую амортизацию оборудования. После истечения срока аренды либо заключается новый контракт, либо оборудование возвращается арендодателю.
     Финансовый лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования (от 5 до 20 лет), которая предполагает либо полную амортизацию, либо значительную ее часть. После окончания срока аренды оборудование переходит арендатору. 
     8. Клиринг - это система безналичных расчетов за товары, услуги, ценные бумаги, основана на взаимном зачете встречных требований и обязательств.
     9. Торги или тендеры. Это конкурсная форма размещения заказов на закупку на мировом рынке оборудования или привлечения подрядчика для строительства объектов. 
     Торги бывают 2-х видов: 
     открытые (принимают участие все желающие);
     закрытые (принимают участие определенные поставщики и подрядчики).
     10. Международные биржи.
     Они бывают 2-х видов: публичные, где сделки могут совершать члены биржи и желающие Предприниматели; частные, где сделки могут совершать только члены биржи.
     Частные международные биржи организуются в форме акционерных обществ и закрытых корпораций. 
     На таких биржах совершаются 2 вида сделок: 
     1). На реальный товар (его называют «спот»). Если такая сделка заключается с поставкой товара на длительное время, то такую сделку называют форвард.
     2). Срочные или фьючерские. Фьючерская сделка предполагает денежную сумму за товар или акции через определенный срок после заключения сделки по цене, установленной в контракте. 
     11. Аукционы выделяют двух видов: гласные (покупатель известен), негласные (неизвестен).
     Важнейшими показателями, характеризующими объем внешних связей предприятия, являются внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо.
     Внешнеторговый оборот — сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный календарный период (год, квартал, месяц).
     Экспорт — продажа иностранному партнеру товаров в материально-вещественной форме с вывозом их за границу, продажа услуг и научно-технической продукции. Объектами экспорта являются как товары отечественного, так и иностранного производства, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные характеристики товаров.
     Импорт — ввоз из-за границы товаров, научно-технической продукции, платное пользование услугами зарубежных фирм. В состав импорта включаются иностранные инвестиции и кредиты.
     Рассмотрев, сущность и основные показатели внешнеторговой деятельности можно сказать, что развитие внешнеторговой деятельности зависит от факторов, определяющих объем и структуру внешней торговли. 


1.2. Факторы, определяющие объем и структуру внешней торговли.

     Процесс формирования розничного товарооборота осуществляется под влиянием социально-психологических факторов, национальных особенностей, обычаев и традиций населения.
     Объем, структура и перспективы развития товарооборота определяет определенная совокупность факторов внешней и внутренней среды. Среди факторов внешней среды важнейшее значение имеют:
     1. Объемы и структура потребительского рынка. Этот фактор определяет возможность общего объема и нужную ассортиментную структуру товарооборота. Достижение соответствия между объемом и структурой товарооборота ту и объемом, и структурой спроса является необходимым условием успешной реализации товаров.
     2. Объем и структура предложения потребительских товаров. Этот фактор обусловливает возможности относительно закупки товаров, предлагаемых для реализации, а, следовательно, обеспеченность товарооборота товарными ресурсами. Без наличия достаточного товарного предложения потребительских товаров отечественных и иностранных товаропроизводителей, обеспечения их высокого качества, обновления и расширения ассортимента в соответствии со спросом, достижений научно-технического прогресса невозможно обеспечить рост объема розничного товарооборота.
     3. Состояние конкуренции на конкретном региональном товарном рынке. Если покупательские фонды населения определенного региона условно определить, как константу, то ее объем, приходящийся на торговое предприятие, зависеть от количества субъектов специализированного потребительского рынка, т.е. количества предприятий (хозяйствующих субъектов), действующих на нем и специализируются на розничной продаже потребительских товаров. Рост отдельных покупательных фондов между отдельными торговыми предприятиями происходит не централизованно и пропорционально, а согласно конкурентных преимуществ отдельных предприятий. Последние определяются координат нахождения предприятия, его товарной, ценовой, маркетинговой политикой, качеством торгового и послепродажного обслуживания и другими факторами Таким образом, не только современный, но и перспективный объем товарооборота предприятия зависит от состояния конкуренции и конкурентных преимуществ предприятия на определенном региональном рынке.
     4. Государственных регулирования торговой деятельности. Объем товарооборота предприятия в значительной степени зависит от государственной политики по следующим вопросам:
     -регулирование доходов населения на уровне оплаты труда как предпосылки формирования покупательских фондов, используемых для оплаты товаров;
     -регулирование максимального предела торговой надбавки и максимальных цен социально значимых товаров;
     -регулирование перечня и размеров налогов, формирующих цены закупки и реализации, и, соответственно, определяют уровень отпускных цен
     5. Общая макроэкономическая ситуация в стране. Основой реализации потребительских товаров является наличие соответствующего объема покупательных фондов, платежеспособного спроса [22, c. 513].
     Объемы покупательных фондов населения зависят не столько от государственного регулирования их размера, сколько от общей ситуации экономики - объемов валового продукта, национального дохода и темп пол их роста, уровня платежной дисциплины субъектов хозяйствования, стадии макроэкономического цикла, в котором находится страна, уровня инфляционных ожиданий, стадии рыночных реформ и развития экономики государств.
     Торговое предприятие находится под влиянием рассмотренных факторов, но в большинстве случаев нет возможности существенно повлиять на них Знание действия факторов этой группы является необходимым условием разработки товарной казней Тяге предприятий.
     К основным факторам внутренней среды предприятия, обусловливающих объемы, структуру и перспективы роста розничного товарооборота относятся:
     Общая стратегия деятельности предприятия на потребительском рынке, которая разрабатывается, исходя из стадии жизненного цикла предприятия, внешней среды, конкурентных преимуществ предприятия на вероятно м сегментах потребительского рынка.
     Общая стратегия деятельности предприятия определяет:
     -ориентацию на получение прибыли;
     -завоевания рыночной ниши;
     -целевую удельный вес оборота предприятия на региональном или товарном потребительском рынке;
     -целевой уровень удовлетворения потребностей потребителей определенного регионального или товарного рынка
     Специализация (товарный профиль) предприятия этот фактор, прежде всего, обусловливает ассортиментную структуру товарооборота предприятия, т.е. объемы реализации отдельных групп товаров и соотношение между ними. В то же время имеет место и более глубокая зависимость между специализацией предприятия и объемом его товарообороту.
     Развитие потребительского спроса и культуры потребления, общая макроэкономическая ситуация обусловливают изменения приоритетов потребителей, которые являются основным фактором мотивации при осуществлении покупки того или иного товара. Это, соответственно, обусловливает спрос на определенный товар и на возможные объемы его реализации [14, с. 45].
     Таким образом можно сделать вывод, что основными факторами, определяющие объем и структуру внешней торговли можно считать: объем и структуру потребительского рынка, объем и структуру предложения потребительских товаров, состояние конкуренции на конкретном товарном рынке, государственные регулирования торговой деятельности и общая макроэкономическая ситуация в стране.
     Рассмотрев определение, виды и показатели внешнеторговой деятельности, а также основные факторы, играющие основную роль в определении объема и структуры внешней торговли, целесообразно перейти к оценке внешнеторговой деятельности региона.
 
      
     



















ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

2.1. Экономическая характеристика Белгородской области

     Белгородская область может по праву считаться богатым регионом. Благоприятные природно-климатические условия и плодородные почвы сочетаются здесь с залежами железной руды (более 40 процентов разведанных запасов железных руд страны), известняка, сырья для цементной промышленности. Выявлены и в разной степени разведаны крупные месторождения бокситов, апатитов, минеральных подземных вод. Известны проявления золота, графита и редких металлов. Имеются географические предпосылки для выявления платины, углеводородного сырья и других полезных ископаемых.
     Белгородская область стабильно развивается и показывает неплохие результаты в различных сферах. Это развитие отражается в разных показателях, рассмотрим основные социально-экономические показатели Белгородской области.
Таблица 2.1
Основные социально-экономические показатели

2010
2011
2012
2013
	население	
Численность населения (оценка на конец года), тыс. человек
1532,4
1536,1

1541,0

1544,1
  в том числе:




  мужчины
705,3
707,2
709,4
711,1
  женщины
827,1
828,9
831,6
833,0
Из общей численности – население в трудоспособном возрасте, тыс. человек
932,7
926,6
918,7
907,7
	труд	
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек
693,5
698,1
700,1
700,2
Численность работников, занятых в государственных органах 
и органах местного самоуправления, тыс. человек
19,5
19,2
19,0
18,7


Продолжение таблицы 2.1
Численность безработных, тыс. человек
40,6
33,2
29,5
32,2
Уровень безработицы, процентов
5,2
4,3
3,7
4,0
валовой региональный продукт
всего, млн. руб. 
398361
507840
546151
569444
на душу населения, руб. 
260016
331010
354983
369139
Индекс физического объема валового регионального продукта, в процентах к предыдущему году
109,8
111,0
105,5
103,2
основные фонды
Наличие основных фондов в (на конец года; по полной учетной стоимости), млн. руб.
671563
797428
921456
1035534
Ввод в действие основных фондов, млн. руб.
78382
89868
110979
99642
Степень износа основных фондов (на конец года), процентов
36,6
39,9
41,9
43,3
предприятия и организации
Число предприятий и организаций (на конец года; по данным государственной регистрации)
32748
33462
33469
34821
Число малых предприятий (на конец года)
16981
18602
21941
24684
финансы
Доходы консолидированного бюджета субъекта, млн. руб. 
63513
81395
78056
77347
из них доходы муниципальных образований
35968
43860
39688
40882
Расходы консолидированного бюджета субъекта, млн. руб. 
65106
83780
82653
87248
из них расходы муниципальных образований
36213
44319
39823
41666
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей 
в бюджетную систему Российской Федерации, млн. руб.
49211
68275
65768
62136
Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации, млн. руб. 
3759
3301
3531
3429
инвестиции
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб.
96313
125994
136820
129137
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году
122,3
118,4
101,4
89,5


                                                            Окончание таблицы 2.1
Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств, в общем объеме инвестиций, 
процентов
19,2
27,2
17,0
14,3
в том числе за счет федерального бюджета
4,5
5,2
3,6
4,1
цены
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов 
109,0
105,5
106,2
106,2
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров 
и услуг (на конец года.руб):
7286,7
7878,8
8494,5
9514,0
в процентах к среднероссийской стоимости
84
86
86
89

     Исходя из таблицы, можно заметить, что численность населения каждый год неизменно растет, но население в трудоспособном возрасте падает. Так же возросла стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг и среднедушевые доходы населения. Растет и валовой региональный продукт. Что касается доходов бюджета субъекта, то они снижаются, а вот расходы только увеличиваются.
    Отдельно стоит рассмотреть валовой региональный продукт Белгородской области и его структуру.
Таблица 2.2 
Валовой региональный продукт Белгородской области

2012
2013
2014
Валовой региональный
продукт (в текущих основных ценах), млн. руб.
545517
569414

604000
600000
604000
Валовой региональный продукт на душу населения, руб.
354570.6
369139,1

400000
400000
Валовой региональный
продукт (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году
105,5
103,0


102,2
Индекс-дефлятор валового регионального продукта, в процентах к предыдущему году
102,0
101,3

102

      Из таблицы 2.2 видно, что объём валового регионального продукта в 2014 году достиг 604 млрд рублей. Валовой региональный продукт на 2,2% вырос к уровню 2013 года. В пересчёте на душу населения уровень валовой региональный продукт составляет 400 тыс. рублей на душу населения. Это третий показатель после Москвы и Московской области.
     Непосредственно внутри Белгородской области самый высокий валовой муниципальный продукт оказался не в Белгороде и Старом Осколе, а в Губкинском городском округе – более 600 тыс. рублей на человека. В Новооскольском, Корочанском и Яковлевском районах подушевой муниципальный валовой продукт превысил 500 тыс. рублей, в Алексеевском районе – почти полмиллиона.
      Несмотря на рост валового регионального продукта, за год инвестиции в основной капитал рухнули на 9,5 % до 120,4 млрд рублей. Лидеры по инвестициям – Ракитянский, Белгородский районы, город Белгород и Корочанский район. 

Рис 2.1 Структура валового регионального продукта по видам деятельности
(в текущих основных ценах)
     В структуре валового регионального продукта в 2014 г. основными видами экономической деятельности являлись: обрабатывающие производства –18,1%; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 17,3; добыча полезных ископаемых – 16,0; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 15,2%.
     На долю области приходится более трети общероссийской добычи концентрата железорудного, окатышей железорудных (окисленных), заметную часть также составляет производство асбестоцементных листов волнистых (гофрированных) (шифера), сахара белого свекловичного или тростникового в твердом и жидком состояниях без вкусоароматических и красящих добавок и сахарозы химически чистой. 
     В сельском хозяйстве развиты мясомолочное животноводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство, растениеводство (выращивание зерновых культур, сахарной свеклы, подсолнечника).
     Проанализировав экономическое положение Белгородской области, оценим тенденции развития внешнеторговой деятельности.

2.2 Оценка тенденций развития внешнеторговой деятельности региона.

     Белгородская область входит в состав Центрально-Черноземного экономического района, где удачно сочетаются богатейшие запасы железорудного сырья и плодородные черноземы и является пограничной. Общая протяженность границ с Украиной составляет 540 км.
     Поэтому вполне закономерным явлением представляется значительное расширение внешнеэкономических связей. Они развиваются как на правительственном уровне с целым рядом государств, так и на уровне прямых контактов зарубежных и областных производителей. Динамичное развитие внешнеэкономической деятельности области во многом обусловлено наращиванием объемов внешнеторговых операций.
     Так, внешнеторговый оборот Белгородской области в 2014 г. составил 1,02% внешнеторговом обороте Российской Федерации, что позволило области занять 4 место среди регионов Центрального федерального после г. Москвы, Московской и Калужской областей.
     Располагая 1,1% населения страны, Белгородская область производит 1% валового внутреннего продукта в Российской Федерации, 1,5 % промышленного производства, 3,9% продукции сельского хозяйства. На ее долю приходится 1% инвестиций в основной капитал, 1,9% общего объема ввода жилых домов, около 1% и 2% объема экспорта и импорта страны [3, с. 25].
Белгородская область является лидером по удельному весу внешнеторгового оборота среди регионов Центрально-Черноземного района (рис. 2.2).
     За рассматриваемый период доля Белгородской области во внешнеторговом обороте Центрально-Черноземного района в среднем составляет 42,5%, значительно опережая такие области как Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская.

	

	Рис 2.2. Удельный вес внешнеторгового оборота отдельных регионов 
во внешнеторговом обороте Центрально-Черноземного района в 2012-2015 гг.

     Конкурентные позиции внешнеторгового комплекса Белгородской области определены приграничным положением региона, расположением в европейской части России, что предопределяет сравнительно высокий уровень развития инфраструктуры. Наличие значительных агроклиматических ресурсов, а также запасы железных руд (в бассейне КМА сосредоточено порядка 40% всех разведанных запасов железных руд страны) способствуют высокому промышленному потенциалу региона, представленному горнометаллургическим и агропромышленным комплексами, предприятиями, производящими строительные материалы и пищевые продукты. Вышеназванные факторы, а также благоприятный инвестиционный климат определяют значительную роль внешнеэкономической деятельности в функционировании хозяйственного комплекса области.
     Общая численность участников внешней торговли Белгородской области за исследуемый период непрерывно возрастает. Так в 2015 году их число достигло 1433, что выше показателя 2012 года на 10%. Анализ состояния внешнеторговой деятельности региона предполагает изучение и оценку роли в региональной экономике различных форм реализации внешнеторговых связей, а также расчет показателей результатов внешнеторговой деятельности, в том числе показателей открытости экономики региона (табл.2.3).
Таблица2.3

Динамика показателей внешней торговли Белгородской области в 2012 – 2014 гг.

Показатели
2012г.
2013г.
2014г.

ВРП в текущих ценах, млн. дол.
13637
14235
15100

Внешнеторговый оборот, млн. дол.
8874,1
7569,6
6439,8

в % к предыдущему году
84,6
85,3
85,1

Экспорт, млн. дол.
3632,8
3412,5
3173,7

в % к предыдущему году
94,6
93,7
93,0

Импорт, млн. дол.
5241,3
4157,1
3266,1

в % к предыдущему году
78,7
78,9
78,6

Сальдо, млн. дол.
-1608,6
-744,6
-92,4

Коэффициент покрытия импорта экспортом %
69,3
82,1
97,2

Коэффициент международной
-0,18
-0,09
-0,01

конкурентоспособности










     Характерной особенностью последних лет является формирование устойчивого отрицательного сальдо торгового баланса. Отрицательное значение данного показателя можно объяснить приграничным расположением Белгородской области, которая является транзитной территорией для продвижения товаров из Украины в другие регионы России. Причём превышение импорта над экспортом свидетельствует не столько о неконкурентоспособности экспортных отраслей (коэффициент международной конкурентоспособности региона имеет отрицательное значение), сколько о тенденциях расширения и обновления производственных мощностей: предприятия области, закупающих импортное оборудование. Отмечается, что экспортный потенциал области имеет тенденцию к расширению, при этом подавляющая часть экспорта приходится на поставки собственной продукции.
     Исследование структуры экспортной деятельности свидетельствует о том, что основными товарными группами экспорта за анализируемый период в регионе являются: металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственного сырье, продукция химической промышленности. За областью сохраняется роль традиционного поставщика железной руды и черных металлов. На территории области находятся такие промышленные предприятия, осуществляющие ВЭД, как:
     ОАО «Лебединский ГОК» – крупнейшее в России предприятием по добыче и обогащению железной руды. Доля продукции на экспорт составила 55,6 %, на внутренний рынок 44,4 %;
     ОАО «Стойленский ГОК» является одним из ведущих предприятий России по объему производства сырья для сталелитейной промышленности; 
     ОАО «Комбинат КМАруда» осуществляет подземную добычу железистых кварцитов Коробковского месторождения Курской магнитной аномалии и переработку их железорудный концентрат. 
     ООО «Белгородская горнодобывающая компания» занимается добычей руды.
      К крупнейшим предприятиям-участникам ВЭД относятся следующие предприятия обрабатывающего производства:
? ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» (окатыши, литая заготовка, прокат); 
? ООО «Завод Новатор» (металлоконструкции и нестандартное оборудование); 
? ОАО «Ракитянский арматурный завод» (трубопроводная арматура); 
? ЗАО «Белгородский цемент» ? (цемент). 
     Доля Белгородской области в общероссийском производстве мяса в целом составляет более 13%, свинины – 16%, мяса птицы – 18%, а в Центральном федеральном округе – соответственно 40; 45 и 47%. На сегодняшний день доля вывоза мяса и мясопродуктов, включая экспорт, составляет более 60% от объемов производства. Наибольшую долю в экспорте занимает мясо птицы, где ЗАО «Приосколье» экспортирует 20%, ЗАО Торговый дом «Белая птица» 10 %. (рис. 2.3).
     
      
     Рис. 2.3. Производство, вывоз и потребление мясопродуктов в Белгородской области за 2012-2014 гг.
     В птицеводстве наиболее крупными предприятиями Белгородской области являются ЗАО «Приосколье», ЗАО «Белая птица», ООО «Белгранкорм», ООО «Белгородсемена», в свиноводстве ? ООО «ГК «Агро-Белогорье», Агропромышленный комплекс «Мираторг», ООО «Белгранкорм», ОАО «Белгородский бекон». Так, на долю четырёх агрохолдингов, 79% областного объёма свинины.
     Исследование структуры импорта свидетельствует о доминировании таких товарных групп, специализирующихся на производстве мяса бройлеров, приходится 97% от его объема по области. Пять крупных компаний в свиноводстве производят как: металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, машины, оборудование и транспортные средства, минеральные продукты. 
     При этом импортная зависимость продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья устойчиво снижается, что можно объяснить формированием в Белгородской области импортозамещающего производства. В 2014 г. продукция белгородских предприятий поставлялась в 81 страну мира. Из них: 71 (88%) – страны вне СНГ и 10 (12%) – государства-участники СНГ.
     Приток средств из-за рубежа в экономику области в последние годы не стабилен. Так, наметившаяся положительная динамика роста, сменилась значительным снижением поступления иностранных инвестиций в экономику Белгородской области (показатель 2012 г. составил 47655,6 тыс. долл. США и снизился по сравнению с показателем 2011 г. в 69 раз), но за январь-июль 2015г наблюдался снова рост (показатель составил 96569 млн.руб).
     Список стран-инвесторов в Белгородскую область с каждым годом расширяется, так в 2012 г. в регион поступали инвестиции из 19 стран мира. Основными инвесторами являются Германия, Нидерланды, Кипр, Великобритания.
     Для Белгородской области характерна положительная динамика инновационного потенциала, в частности, достаточно высоко значение технического и информационно-коммуникативного потенциалов.
     Однако следует отметить, что инновационное развитие региона сталкивается с рядом проблем. К ним относятся проблемы, связанные с коммерциализацией инноваций, расширением инновационного потенциала, недостаточным объемом инвестиционной поддержки.
     Оценив внешнеторговую деятельность региона можно сказать, что численность населения каждый год неизменно растет, но население в трудоспособном возрасте падает. Так же возросла стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг и среднедушевые доходы населения. Растет и валовой региональный продукт. Что касается доходов бюджета субъекта, то они снижаются, а вот расходы только увеличиваются. Объём валового регионального продукта в 2014 году достиг 604 млрд рублей. Валовой региональный продукт на 2,2% вырос к уровню 2013 года. В пересчёте на душу населения уровень валовой региональный продукт составляет 400 тыс. рублей на душу населения. Это третий показатель после Москвы и Московской области. Исследование структуры импорта свидетельствует о доминировании таких товарных групп, специализирующихся на производстве мяса бройлеров, приходится 97% от его объема по области. 
     При этом импортная зависимость продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья устойчиво снижается, что можно объяснить формированием в Белгородской области импортозамещающего производства.
     Приток средств из-за рубежа в экономику области в последние годы не стабилен. Но в целом, для Белгородской области характерна положительная динамика инновационного потенциала. Однако следует отметить, что инновационное развитие региона сталкивается с рядом проблем.

Глава 3. Направления развития внешней торговли

3.1.Проблемы развития внешней торговли Белгородской области 
     
     Белгородская область занимает существенное место по стоимостным объемам своего внешнеторгового оборота в целом по Центральному федеральному округу. Несмотря на это, наблюдается негативные моменты в его структуре.
     Так, объем внешнеторгового оборота области на протяжении последних четырех лет растет, однако следует обратить внимание на то, что это обеспечивается в основном за счет устойчивой тенденции увеличения объемов импорта.
     Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточно активной внешнеторговой политике области и незначительных поступлениях валютной выручки в местный бюджет.
     Под влиянием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической и товарной конъюнктуре внешнеторговая деятельность Белгородской области в различных регионах мира носила неравномерный характер.
     Так, некоторым странам Европейского союза принадлежит значительное место во внешнеторговом обороте области, в то время как с государствами Северной и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии внешнеторговые отношения области развиваются невысокими темпами. Неравномерное распределение экспортных и импортных поставок Белгородской области наблюдается со странами ближнего зарубежья.
     Прежде всего, экспортные поставки области имеют ярко выраженный сырьевой характер, что серьезно деформирует структуру и снижает потенциал развития экономики.
     Ориентация исключительно на экспорт сырьевых товаров не может быть стратегически правильной ввиду исключительной неустойчивости соответствующей мировой конъюнктуры. Это обуславливается тем фактом, что цены на сырьевые товары на мировых товарных рынках весьма изменчивы и подвержены колебаниям под влиянием широкого спектра факторов [8, с. 54].
     Экспорт Белгородской области характеризуется не только высоким удельным весом сырьевой продукции, но и вытекающей из этого чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж.
     Наблюдалось устойчивое увеличение вывоза черных металлов и железной руды, это вызвано как повышением контрактных цен, так и ростом физических объемов экспортных поставок.
     Таким образом, можно говорить об узкой экспортной специализации региона, так как все указанные позиции включают лишь однородные сырьевые товары и материалы.
     Вместе с тем следует отметить, что удельный вес готовой продукции, в том числе машин и оборудования в структуре экспорта пока нез.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44